Posted 12 июля 2019,, 11:15

Published 12 июля 2019,, 11:15

Modified 17 октября 2022,, 16:31

Updated 17 октября 2022,, 16:31

В режиме вымирания: села Оренбуржья продолжают стремительно пустеть

12 июля 2019, 11:15
За минувшие три пятилетки с карты Оренбуржья исчезло около ста населённых пунктов. И причиной для этого стали не природные катаклизмы - сёлам и деревням просто перестали помогать и обращать на них внимание.

В первичной профсоюзной организации ОГАУ рассказали о плачевном состоянии сельского хозяйства в регионе. За последние десять лет многие крупные сельхозпроизводства развалились, а оставшиеся испытывают множество проблем: от нехватки средств на модернизацию (закупку новой техники, осваивание площадей) до проблем со сбытом выращенной продукции, - рассказывает член первичной профсоюзной организации ОГАУ Владимир Крылов.

- Почему у нас села исчезают? Последние 10 лет никто на сельское хозяйство вообще внимание не обращал. У нас аграрная область, а сельского хозяйства нет. В приёмной комиссии ОГАУ сейчас ведётся набор, многие приезжают из сёл поступать на агрономов, зоотехников. Молодёжь говорит, что у родителей своё подсобное хозяйствам и планируют вернуться домой. Люди хотят этим заниматься, только им нужно, чтоб внимание уделяли сёлам, нужна поддержка, - отмечает Крылов.

О необходимости поддержке сообщил и председатель Оренбургской областной организации профсоюза работников АПК Виктор Петров. Профсоюзный активист выделил три основные проблемы, из-за которых села Оренбуржья продолжают разваливаться. К ним Петров причислил низкие доходы работников сельского хозяйства, отсутствие инфраструктуры и процесс роботизации.

- По области у нас число занятых в сельском хозяйстве снижается. В 2017 году было 46 552 человека, в 2018 году уже 45 203.

Основная на то причина - в заработной плате. Если в среднем по области за 2018 год зарплата составляла 30583 рубля, то в сельском хозяйстве вдвое меньше - 17 275 рублей. А в растениеводстве без переработки - 16 184 рубля. И если бы люди работали по 8 часов, то зарплаты ещё бы меньше были. Вот и спросите себя - кто поедет работать на такую зарплату в Оренбуржье? Как на такие средства прожить? Заплатить за коммунальные услуги, одежду купить, детей кормить? - задаётся вопросом Виктор Петров.

В аграрном секторе Оренбуржье находится на 73 месте по уровню зарплат из 82 регионов. В ПФО Оренбургская область по средней заработной плате в сельском хозяйстве уже много лет находится на нижних строчках рейтинга. Меньше оренбургских крестьян получают только работники АПК в кавказских республиках - Чечне, Адыгее... Но надо учесть, что там не так сильно развито сельское хозяйство, нет таких пахотных площадей, как у нас. При этом многие жители сёл жалуются на отсутствие нормальных дорог, детсадов, школ и медицинских учреждений.

Поэтому и умирает село - никакого внимание к нему нет. А тем временем наших выпускников с радостью берут в Челябинской области, Свердловской области. Наши ветеринары ездили в прошлом году на практику, за 2 месяца им заплатили 60 тысяч рублей. За практику!! В Подмосковье с руками и ногами специалистов берут. Там агрономам платят по 200 тысяч рублей зарплаты, против наших 17 275 рублей,– говорит член президиума первичной профсоюзной организации ОГАУ Владимир Крылов.

Ставит в тупик многих аграриев и проблема с реализацией выращенной продукции.

- У нас плановости нет. Хозяйство производит продукты, а по какой цене его реализовывать - неизвестно. Урожая много, а цена упала. У собственника возникает вопрос, для кого он столько сеял? И это при выращивании урожая в зоне рискованного земледелия, - отмечает Крылов.

Вопрос же с мясным животноводством в нашем регионе вообще встал очень остро. Если в растениеводстве вложенные силы и средства себя окупают, то от разведения крупного рогатого скота многие предпочитают отказываться.

- Я постоянно посещают восток Оренбуржья. К примеру, недавно был в Адамовке, там раньше было развито животноводство мясного направления, сейчас нет ни одного поголовья мясного. У нас калмыцкая порода была только там, сейчас единицы содержат КРС. Казахская красноголовая- тоже про неё забыли, - рассказывает Владимир Крылов.

Как отмечает сотрудник ОГАУ, раньше благодаря животноводству в сёлах люди могли работать ежегодно- летом уделять время полю и садам, а зимой ухаживать за КРС. Сегодня крупные объединения сельхозработников распались, выжили лишь маленькие КФХ, в которых работает 5-10 человек, и крупные холдинги, которых в Оренбуржье единицы.

Точки роста

Виктор Петров считает, что сегодня необходимо сохранить оставшиеся сёла, на возрождение же исчезнувших- необходимы слишком большие затраты. Хоть сегодня в правительстве области и оказывают поддержку фермерам, но её недостаточно.

По данным Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности с начала 2019 года объем государственной поддержки агропромышленного комплекса из бюджетов всех уровней составит более 3 114,7 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 1 985,0 млн. рублей, из бюджета области – 1 129,7 млн. рублей. Средства выделялись сельхозпроизводителям на развитие растениеводства; молочного скотоводства; на получение кредита, компенсацию затрат на строительство объектов АПК и многое другое. Однако этой суммы всё ещё катастрофически не хватает, чтобы помочь всем сельхозработникам, отмечает Петров.

Сегодня в России набирает популярность продукция, изготовленная в небольших КФХ. Так называемые крафтовые производства. Эта продукция вызывает больше доверия у покупателей, чем произведённая на крупном производстве машинами. Однако цена, например, за мясо у таких производителей может быть существенно выше.

- Оренбуржцы будут предпочитать местные овощи и фрукты привозным. Наша продукция пользуется спросом. Но пока люди производят, к примеру, мясо, скорее для себя. Практика показывает, что у малых производств стоимость продукции намного выше. Они кормят нормальными кормами, ну и качество, конечно, отличаться будет. Тем не менее многие предпочитают приобретать продукты животноводства и растениеводства через знакомых на селе. Её берут, потому что продукции представленной на рынках люди меньше доверяют. Многие так делают и эта практика становится всё популярней, - считает Крылов.

Ещё один вариант для выживания сёл- это создание тепличных комплексов. Их строительство и обслуживание довольно дорого, но в итоге окупается, благодаря высокому спросу на овощи в холодное время года.

Но при этом есть один нюанс. Согласно научным трудам профессора доктора географических наук Леонида Смирнягина, современное общество стремится быть ближе к крупным городам, где есть развитая инфраструктура. В отдалённых же от них местах создавать её затратно. Потому многие сельхозпроизводства строят недалеко от города, чтобы было проще найти сотрудников и снизить расходы на перевозку товаров.

Как пример - США, где сегодня на селе живут менее 10% населения (не включая Аляску). В Оренбургской области, напомним, пока в сёлах проживает около 38% населения. Но эксперты считают, что тенденцию к перетоку людей из сёл к городам не остановить. Современные технологии уже не требуют для сельского хозяйства большого количества рабочих рук. На производительной технике достаточно 4 человек на 1000 гектар, чтобы добиться оптимальной производительности.

Поэтому, по мнению некоторых экспертов, есть смысл тратить деньги не на поддержку села как таковую, а на создание сельских агломераций на базе райцентров. Тогда, возможно, и удастся остановить отток людей в крупные города.

"