Posted 19 марта 2020,, 08:25

Published 19 марта 2020,, 08:25

Modified 17 октября 2022,, 17:06

Updated 17 октября 2022,, 17:06

Ташлинская нефть. Как живёт самый молодой нефтепромысел Оренбуржья

19 марта 2020, 08:25
Ташлинский район по итогам 2019 года вышел в абсолютные лидеры по темпам инвестиций в пересчёте на каждого жителя. Проще говоря, сегодня в Оренбуржье это ключевая точка на карте, куда больше всего стекается финансовых и трудовых ресурсов.

История одного промысла

История оренбургской нефти насчитывает почти 90 лет, но традиционно добыча велась на западе нашего региона. Результаты сейсморазведки, проведённые ещё в 70-х годах прошлого столетия, показывали, что и на юге области, в Ташлинском и Илекском районах есть перспективные участки. Но из-за большой глубины залегания — более 4,5 км — разработка их началась лишь совсем недавно, в конце 2012-го.

Поначалу работали здесь мелкие компании, а сама добыча велась бессистемно. Что, естественно, вызывало справедливое возмущение у местных жителей: бурят чего-то, машинами дороги разбивают, а пользы для сёл — никакой.

Ситуация изменилась в 2017 году, когда три месторождения — Кошинское, Сладковско-Заречное и Яснополянское были приобретены компанией «Сладковско-Заречное», входящей в состав промышленно-финансовой группы «САФМАР» Михаила Гуцериева.

- Поначалу нас встречали, мягко говоря, неласково. И людей можно было понять: добыча нефти — опасное производство, ситуации могут быть разные. Однако с первых же дней своей работы мы взяли курс на открытость и сотрудничество. Мы ни от кого не прячемся и не замалчиваем проблемы. Наоборот, готовы к диалогу. - комментирует начальник отдела по связям с общественностью нефтяной компании Евгений Еремеев.

Администрацией Ташлинского района был создан общественный экологический совет. Куда вошли активные и уважаемые жители Ташлинского района, представители общественных организаций. Поскольку от членов экосовета поступало множество вопросов, нефтяники решили просто показать всем, как работает компания, какие меры принимаются для минимизации рисков нанесения ущерба окружающей среде и какие перспективы ждут район.

Город нефтедобытчиков

Всего у «Сладковско-Заречное» на территории Ташлинского района множество различных производственных объектов. Все их за день объехать физически невозможно, поэтому для знакомства было выбрано шесть наиболее крупных и значимых.

Но прежде чем выехать на промыслел: строгий инструктаж, роспись в журнале, экипировка: каски, противогазы, жилеты…

Добираться до объектов приходится на вахтовом КамАЗе-вездеходе. Весенняя распутица, дороги раскисли. Но ситуация с транспортной доступностью выправляется — на строительство и реконструкцию трасс в районе нефтяники заложили огромную сумму: более 1 миллиарда рублей на период 2017-2021 годов.

Сейчас на промысле работает около пятисот человек. Почти все - во временном вахтовом городке: это сотня вагончиков, которые стоят в голой степи. Сюда на 15 или 30-дневные вахты заезжают смены операторов, геологов, инженеров...

В городке есть всё необходимое для труда и отдыха: столовая и прачечная, медпункт и даже сауна. Всегда наготове стоят две пожарные машины, служба газоспасателей и карета «Скорой помощи». Кстати, в случае необходимости они мгновенно готовы выехать по вызову в ближайшие сёла, что существенно сократит время прибытия специальной техники, ехать от Ташлы далеко.

Впрочем, кадры этого городка, что мы сейчас публикуем, буквально через считанные месяцы станут достоянием истории. Близ села Бородинск уже вовсю строится «стационарный» посёлок нефтяников, с комфортабельными жилыми корпусами, отдельной столовой и пищеблоком, котельной, административным зданием, фельдшерским пунктом и т. д. Глава Бородинского сельсовета Светлана Ларионова шутя называет этот посёлок Нью-Бородинском и мечтает, что когда-нибудь он разрастётся до полноценного жилого города. Для небольшого села нефтяные скважины неподалёку — реальный шанс на возрождение. Местные жители наконец-то вернутся домой, получат работу на своих (а не на сибирских) месторождениях. Уже сейчас более 80% работников нефтегазового промысла это о

Люди устраиваются — кто водителем, кто трактористом, кто оператором установок. Их пока немного, но нужно же учиться, получать востребованную специальность. И этот вопрос уже решаем с нашим Ташлинским техникумом. Важно, что молодёжь заинтересовалась, это шанс для них остаться в родном селе, получить профессию с хорошей зарплатой»говорит Светлана Ларионова.

5 миллионов тонн «чёрного золота»

Впрочем, ключевой объект на нефтепромысле — это современная и мощная установка подготовки нефти (УНП). Её строительство идёт полным ходом.

Она рассчитана на приём и предварительную переработку 5 миллионов тонн «чёрного золота». На сегодня это практически четверть всей нефтедобычи в регионе. С вводом установки в эксплуатацию будут закрыты временные пункты сбора, где сейчас происходит сепарирование сырья.

- Прежние собственники скважин использовали старые технологии - рассказывает Иван Марченко, начальник цеха нефтегазового промысла. - Сейчас выводим из эксплуатации старое оборудование и используем полностью закрытый цикл.

Кроме того, компания построила полностью «с нуля» пункт налива нефти, способный принимать до 120 машин в сутки с герметичными узлами налива.

Компанией установлены датчики на трех стационарных пунктах, для контроля за состоянием воздуха. Данные с них каждые 20 минут выгружаются в Интернет — любой может посмотреть и увидеть содержание вредных веществ в атмосфере.

Впрочем, и без датчиков, состояние воздуха оценить смогли члены экологического совета, побывав на шести объектах «Сладковско-Заречного».

Дело — труба

Ещё один не менее важный — и дорогостоящий проект «Сладковско-Заречное» - это нефтепровод протяжённостью более 280 километров от УНП до пунктов системы Транснефти. Сейчас нефть из Ташлы вывозят автотранспортом, что создаёт нагрузку на дороги и дополнительные риски ДТП. Однако это временно: уже получена госэкспертиза трубопроводного проекта, и компания рассчитывает начать стройку уже в этом году.

Ещё одно серьёзное строительство — газопровод до систем магистральных газопроводов. Он позволит потушить факелы, которые пока ещё горят над месторождениями. Здесь вопрос также решается.

Таким образом, нефтепромысел станет практически незаметным для окружающей среды. Не будет ни большегрузов- «цистерн», ни факелов: полностью замкнутый цикл производства.

Что же касается перспектив именно для территории, то «Сладковско-Заречное» уже создало более чем полутора тысяч рабочих мест с учётом смежных организаций. И речь не только о Ташле: например, нефтяники загрузили заказами Тюльганский механический завод, ряд предприятий в Новотроицке и Оренбурге.

Сельсоветы, на территории которых расположены объекты нефтепромыслов, вполне ожидаемо показали в 2019 году отличный финансовый результат. Впервые за долгие десятилетия у сёл реально появились деньги, их бюджеты больше не дотационные и есть возможности для развития.

Всего же «Сладковско-Заречное» заплатила во все уровни за прошлый год более 27 млрд. рублей налогов. И это не предел: компания развивается, а вместе с ней обязательно будет развиваться и район.

"