Posted 29 марта 2020,, 16:06

Published 29 марта 2020,, 16:06

Modified 17 октября 2022,, 17:10

Updated 17 октября 2022,, 17:10

Смертельный диагноз: выживет ли малый бизнес Оренбуржья в эпидемии коронавируса

29 марта 2020, 16:06
Пандемия короновируса убивает не только людей, но и бизнес. Представители среднего и малого сегмента ощущают эти изменения на себе особенно остро. Расскажем о том, как оренбургские предприниматели справляются с последствиями повсеместного карантина и запретов.

Справедливости ради надо сказать, что в Оренбуржье уровень панических настроений еще не настолько высок, как в той же столице и Подмосковье, где на сегодняшний день официально уже более 1100 заболевших коронавирусом. Несмотря на рекомендации регионального Минздрава люди до последнего продолжали ходить в салоны красоты, спортзалы и торговые центры. Причем, явно не в поисках гречки.

Собственно, ажиотаж с покупкой предметов первой необходимости в области постепенно сошел на нет. Хотя еще на прошлой неделе оренбуржцы в истерике сметали с полок супермаркетов крупы, сахар, антисептические средства и туалетную бумагу. Исчезнувшие продуктовые запасы быстро пополнили, а первый вице-губернатор Сергей Балыкин заверил всех, что проблем с поставками товара нет.

Обед по расписанию

Разумеется, в магазинах сейчас не так многолюдно, как прежде. В целях безопасности некоторые оренбуржцы предпочитают пользоваться услугами доставки продуктов и готовой еды на дом. В период эпидемий доставочные сервисы, в отличие от всех остальных, напротив — на пике популярности. Курьеры сбиваются с ног, едва успевая доставлять по квартирам пакеты из супермаркетов.

— Еще несколько дней назад продукты мне привезли буквально спустя час-полтора после размещения заказа. Вчера, чтобы не рисковать лишний раз, вместо похода по магазинам я решила снова воспользоваться доставкой. Так вот, ближайшее ее время было доступно только на следующий день! — делится оренбурженка Татьяна Селиванова.

В крупный гипермаркет теперь рискнет пойти не каждый. Да и лишние 200 рублей за услуги курьера для многих непозволительная роскошь. Небольшие продуктовые магазины или ларьки у дома стали выходом из положения. Продавцы отмечают, что в последнее время люди стали просить то, что подешевле, но с коронавирусом продавцы этот факт никак не связывают.

— У народа в принципе очень низкая покупательская способность. Если есть выбор взять помидоры подороже или подешевле, то почти всегда покупатель выбирает более бюджетный вариант. Однако меньше покупать не стали. Кушать-то хочется каждый день, — рассказывает владелица овощной лавки Наталья.

— У нас несколько снизилась выручка в последние дни, но это обычное явление в период школьных каникул. Дети наши частые гости, а теперь все сидят по домам, — комментирует управляющая одной из пекарен Оренбурга.

Продуктовые ритейлеры и сетевые компании вряд ли понесут серьезные финансовые потери при текущем развитии ситуации. Все они пока продолжают работать в привычном режиме. Из необычного, пожалуй, только усиленная дезинфекция поверхностей в торговом зале. Но эти затраты на приобретение санитайзеров и антисептических средств минимальны по сравнению с тем, какие убытки может понести «развлекательный» и досуговый бизнес.

Хлеба без зрелищ

Кинотеатры, бассейны, развлекательные центры и фитнес-залы до недавнего времени продолжали работать. Однако с 25 марта по распоряжению главного санитарного врача области деятельность их приостановлена на неопределенный срок. Судя по всему, убытки оренбургскую сферу развлечений ждут колоссальные.

— Еще вчера в спортзале было не протолкнуться. Во время вечерней тренировки даже пришлось ждать своей очереди на тренажер. А сегодня позвонил тренер и сказал, что зал закрыт. С неиспользованными занятиями по купленному абонементу вопрос обещали решить, — рассказывает оренбуржец Владимир.

Учитывая, что средняя цена месячного абонемента только для посещения спортзала колеблется в районе 1900-2500 рублей, несложно прикинуть, что убытки для владельцев таких заведений будут исчисляться сотнями тысяч. Учитывая тот факт, что в спорткомплексах, как правило, работают еще йога, аэробика, танцы, массаж и прочее, цифры и вовсе получаются астрономические.

Не менее опечалены вынужденным карантином и детские развивающие центры. Их главные клиенты — тоже в зоне риска. Коронавирусом в тяжелой форме дети могут и не заболеть, а вот стать переносчиками опасной инфекции — запросто! В детских центрах в спешном порядке разрабатывают онлайн-проекты, чтобы заниматься английским и проводить другие развивающие занятия с малышами дистанционно.

— Малый бизнес, к сожалению, вот в таких форс-мажорных ситуациях показывает всю свою хрупкость. У нас очень много обязательств — перед родителями, партнерами и государством. Но к сожалению, нет никакой поддержки и помощи от государства. Да, обещают вроде помощь, но пока на практике мы её не видим, — сетуют в развивающих центрах.

Кина не будет!

Все театры и кино прекратили продажу билетов на предстоящие киносеансы и спектакли. Вместе с государственным кинотеатром «Сокол» на временные каникулы ушли и все частные кинозалы. Их владельцы тоже понесут солидные убытки из-за простоя. Сеансов нет, а контролеры, кассиры и продавцы остались. И у каждого семьи, кредиты, ипотеки.

Кстати, в соседней Башкирии, где на днях были зарегистрированы 3 первых случая заражения коронавирусом, буквально в первый день запрета на кино изобрели способ обойти карантин. Сотрудники кинотеатра придумали шахматную рассадку, когда зрителей сажают в кресла через одного. На один сеанс купить больше 50 билетов будет нельзя.

Но рисковать так могут себе позволить не многие. За нарушение карантина государство пообещало применять штрафные санкции. О том, как представители малого и среднего бизнеса будут выживать условиях таких ограничений, в распоряжении и речи нет. Для большинства предпринимателей их бизнес — дело всей жизни. Многие рискуют, вкладывая все свободные средства в развитие, берут кредиты. При этом исправно платят налоги, но в случае форс-мажора гарантий от государства не получают никаких.

— Это все прекрасно, но как жить бизнесу? В соседнем Казахстане предпринимателям дают хорошие отсрочки по кредитам и налогам. Каждому гражданину выплачивают по 43000 тенге. А у нас какие-то меры будут приниматься?! Как людям-то выживать? — возмущаются предприниматели.

Ешь ананасы, рябчиков жуй?

Кафе и рестораны всеми силами пытаются удержаться на плаву, но выручка стремительно падает. В ресторанах быстрого питания посетители предпочитают заказывать еду на вынос. А вот в заведениях с высокой кухней нынче и вовсе пусто. Пробовать кулинарные изыски в общепите сегодня боязно, а многим просто стало не по карману. Какие уж тут рестораны, когда вот-вот урежут зарплаты или вовсе выпрут с работы?! Тут бы на гречку хватило…

Предприниматели-рестораторы говорят, что выручка уже в феврале упала в полтора раза по сравнению с прошлым годом, а по итогам марта падение будет достигать 70%. В настоящее время рестораны и кафе лишены законной возможности сокращения основных расходов — арендных и банковских платежей, в том числе расходов на эквайринг, а также налогов.

— Сколько мы ещё продержимся? Сложно сказать. Думаю, не более месяца, если не будет нормализации ситуации. И если не будет помощи. Да, в мае спасать-то уже и некого будет, — комментирует ресторатор Владимир.

Эксперты качают головами и прогнозируют, что 90% небольших предпринимателей просто не смогут оправиться от последствий вируса. Предприятия малого и среднего бизнеса без своевременной господдержки начнут складываться один за другим как карточный домик.

Вокруг коронавируса уже родилась масса нелепых шуток, мемов и обучающих курсов «как разобрать шкаф в карантине» или «как не убить мужа и ребенка, пока сидишь дома». А вот курсов «как спасти свой бизнес» до сих пор нет.

"