Posted 12 марта 2019,, 11:14

Published 12 марта 2019,, 11:14

Modified 17 октября 2022,, 16:26

Updated 17 октября 2022,, 16:26

Жизнь не сахар: что мешает оренбургским производителям кондитерки завоевать рынок

12 марта 2019, 11:14
Оренбуржцы побили абсолютный рекорд по объёмам потребления сладостей: на одного человека в год приходится в среднем 24 кг. кондитерских изделий. Но доля местной продукции, увы, так и остаётся на уровне середины "десятых" годов.

Такие данные приводит телеканал РБК со ссылкой на Росстат и Торгово-промышленную палату РФ. "Сладкая жизнь" у россиян достигла максимума с начала нулевых годов, а производство растёт по 3,5-4% каждый год.

Правда, в развитых странах Западной Европы и США в год каждый житель съедает в среднем по 33-34 кило сладкого в год, так что нашему рынку ещё есть куда развиваться. Вот только большую тревогу вызывает будущее именно местных предприятий, которые подвергаются сильному давлению со стороны крупных федеральных производителей и полулегального малого бизнеса.

- Достаточно серьёзно представлены кондитерские изделия на российском рынке. 3,9 миллиона тонн было изготовлено в прошлом году,комментирует президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Но львиная доля этого объёма - конфеты и прочие изделия из сахара (карамель, мармелад и т.д.). Шоколад - на втором месте, на третьем - мучные изделия длительного хранения (печенья, пряники и т.п.). На свежие торты и пирожные - а именно их, как правило, выпускают местные муниципальные и региональные кондитерские цеха, приходится всего 140 миллиардов рублей оборота в год.

Для сравнения - общий оборот рынка кондитерки составляет 1 трлн. 600 млрд. рублей. То есть местная "доля" - всего лишь порядка 8%.

По оценкам экспертов, в этом году производство и продажи сладостей в стране останутся на уровне 2017 года. Самая массовая категория сладостей не приросла в объёмах и деньгах. Причина - снижение доходов россиян.

- Падения объёмов продаж кондитерских изделий в последние годы мы не наблюдаем, даже наоборот - есть пусть небольшой, но прирост. Особенно в праздники - пик продаж наших тортов, пирожных, сладких булочек. От общего объёма выпускаемой нами продукции на кондитерку приходится порядка 40% объёмов - хороший результат, - рассказывает главный экономист одного из крупнейших хлебопекарных предприятий Оренбуржья - "Оренбургский хлебокомбинат" Ольга Черных.

Однако новые тенденции в этом сегменте бизнеса уже прослеживаются достаточно чётко. В городе активно открываются мини-пекарни, которые "отхватывают" сегменты традиционных хлебозаводов. В то же время ширится и ручное производство тортов и караваев на заказ.

Классические кондитеры всерьёз опасаются скорого введения в Оренбуржье закона о самозанятых, который позволит легализоваться сотням таких "надомных работниц" и платить с каждого произведённого тортика всего 4% налога. При этом налоговая нагрузка на предприятие минимум в 10 раз больше.

В то же время "сверху" рынок ограничивается торговыми сетями, которые ставят просто драконовские условия для местных производителей. Попасть на полки "Пятёрочки", "Магнита", "Карусели" или "Ленты" со своими пряничками, печеньками или мармеладками практически нереально. Вот и получается, что большие ещё с советских времён мощности местной "сладкой" промышленности простаивают, а оренбуржцы утренний кофе начинают с самарской булочкой или екатеринбургской конфеткой.

Жертвой новых рыночных условий пала три года назад и легендарная Орская кондитерская фабрика. Её конфеты "Метеорит" в 2000 году получили серебряный знак на конкурсе "100 лучших товаров России" и целыми фурами уходили в московские магазины. В 2014 году фабрика оказалась в числе банкротов и фактически прекратила существование.

Не всё гладко и у крупных производителей. Там главная проблема - рост цен на ингредиенты и продукты.

- У нас больше 60% ингредиентов закупается в иностранной валюте - это то, что в России не растёт: арахис, орехи и в первую очередь какао-бобы. Также в последнее время мы видим сильное колебание в цене российского ингредиента - сахара. Только за последний год он подорожал больше, чем на 30%.председатель совета директоров Группы компаний “Славянка” Дмитрий Гусев.

Соответственно, растёт и цена конечного продукта. А это, соответственно, ограничивает спрос: люди просто отказываются от покупки вздорожавшего сладкого. Та же ГК "Славянка" работает только в одну смену, а мощности - недозагружены.

Сергей Катырин между тем считает, что поправить ситуацию можно с помощью двух инструментов. Во-первых, это развитие государственной поддержки отрасли, а во-вторых - поиска новых рынков сбыта, в первую очередь - зарубежных. В этом тоже помочь кондитерам должно государство.

"